ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края
"Геленджикский комплексный центр социального обслуживания населения"

МЕНЮ

Уважаемые посетители сайта! В связи с участившимися случаями мошеннических телефонных атак на граждан, просим быть бдительными и не сообщать свои персональные данные, а также номера телофонов, данные финансовых карт и иных документов третьим лицам. Ознакомьтесь с рекомендациями, как правильно вести себя в подобных ситуациях.

Телефонный звонок – ключевой инструмент мошенников, которые занимаются хищением денежных средств. Они постоянно придумывают все более изощренные схемы и сценарии для звонка, чтобы заполучить доступ к деньгам. Схемы злоумышленников часто выглядят очень правдоподобно, так как они используют самые обсуждаемые новости или события. Чтобы вызвать доверие, они могут обращаться по имени и отчеству. С первых минут разговора мошенники начинают давить авторитетом и должностью. Приведем некоторые распространенные способы обмана:

  •  Якобы сотрудник Пенсионного фонда, соцслужбы. Мошенники сообщают, что гражданину положены дополнительные выплаты, компенсации от государства или какого-нибудь фонда. Причем для получения этой выплаты никуда ходить не надо: все деньги переведут на карту, необходимо только продиктовать все ее реквизиты, в том числе код с обратной стороны.
  • Якобы сотрудник поликлиники, аптеки, медицинского центра. Мошенники соотносят информацию о проблемах со здоровьем гражданина и сообщают ему о появлении дефицитного и дорогого лекарства по специальной цене, которое надо срочно выкупить. Злоумышленники объясняют, что человек платит полную стоимость, а разницу в цене по скидке вернут ему на карту, реквизиты которой необходимо сообщить звонящему.
  • Якобы сотрудник банка (как правило, представителя службы безопасности). Сценарии могут быть разные: от классического «с вашей карты пытаются перевести деньги» до пугающего «по карте замечены подозрительные операции, и она заблокирована». В любом случае итогом будет просьба сообщить информацию по карте или счету, код из СМС-сообщения.
  • Якобы друг, родственник. Мошенник может представиться родственником/другом, попавшим в неприятную ситуацию, или ее случайным свидетелем, а также представителем правоохранительных органов, который готов помочь гражданину с решением проблемы. Схема довольно старая, но мошенники продолжают ею пользоваться, так как страх за близкого человека – это очень сильная эмоция. 
  • Мошенники очень часто представляются якобы сотрудниками Центрального банка (Банка России). Гражданам звонят и от имени Центробанка сообщают, что по их карте зафиксирована подозрительная активность: пытаются перевести все деньги за рубеж. Чтобы сохранить свои деньги и подтвердить, что это не сам человек совершает данную операцию, ему необходимо открыть в Центробанке «защищенный/безопасный/специальный» личный счет. Для этого уточняют паспортные данные, просят подтвердить данные по счету/карте, а для открытия счета просят подтвердить небольшой перевод на этот счет, который Центробанк якобы совершает для своих клиентов, то есть сообщить код из СМС. Следует помнить, что Банк России не работает с физическими лицами. При поступлении телефонного звонка от Банка России немедленно прервите разговор.
  • Также иногда злоумышленники представляются сотрудниками правоохранительных органов. Такие мошенники долго и подробно рассказывают об обстоятельствах уголовного дела, участником которого, по их словам, гражданин является. Далее для уточнения информации они просят сообщить личную и финансовую информацию. Это и является признаком того, что гражданин разговаривает с мошенником: правоохранительные органы не просят назвать по телефону финансовую информацию. Помните, что настоящие сотрудники полиции никогда не запрашивают личные и финансовые данные по телефону.

Социальная инженерия – введение в заблуждение путем обмана или злоупотребления доверием для получения несанкционированного доступа к информации, электронным средствам платежа (банковские карты, онлайн-банк) или побуждения владельцев самостоятельно совершить перевод денежных средств с целью их хищения.

Основные проявления социальной инженерии:

  1. Обман или злоупотребление доверием (например, мошенники представляются сотрудниками банков, правоохранительных органов или родственниками).
  2. Психологическое давление.
  3. Манипулирование.

Действительно, мошенники оказывают психологическое давление (торопят, сознательно пугают или, наоборот, приводят в состояние эйфории) и, используя вызванные положительные или отрицательные эмоции, манипулируют действиями граждан. Существуют различные методы социальной инженерии. Телефонное мошенничество – это один из основных инструментов, которым активно пользуются злоумышленники.

В чем заключается «успех» мошенников?

Формула «успеха» телефонных мошенников: неожиданность + сильные эмоции (положительные и отрицательные) + психологическое давление и создание паники + актуальная тема = вы готовы сделать все, что от вас просят мошенники (перевести деньги, совершить финансовые операции, сообщить личную или финансовую информацию).

Распространенные мошеннические схемы, а также способы противодействия им Банк России публикует на своем официальном сайте в разделе «Противодействие мошенническим практикам».

Как действуют мошенники, что человек, отбросив все свои знания, все равно идет у них на поводу?

Прежде всего злоумышленникам играет на руку эффект неожиданности. Застав Вас врасплох, они подключают к действию эмоции:

Мошенники воздействуют на основные базовые эмоции. Задача киберпреступников – вывести человека из спокойного состояния и отключить у него критическое мышление.

Положительные: радость, желание быстрее получить деньги или выгоду (как правило, такие эмоции человек испытывает после таких фраз, как: «Вам положены социальные выплаты», «Вы выиграли крупную сумму денег» и другие похожие истории).

Отрицательные: страх, испуг, желание помочь, спасти или родного человека, или свои сбережения (эти эмоции проявляются у человека после таких фраз, как: «Ваш сын попал в аварию», «С Вашей карты пытаются украсть деньги»). 

Они активируют базовые эмоции, обеспечивая быструю и необдуманную реакцию жертвы.

Одной из распространенных мошеннических схем является ситуация, когда мошенники представляются сотрудниками Банка России или правоохранительных органов. С целью сохранения денежных средств они настаивают на выполнении процедуры обновления единого лицевого счета в Банке России. Чтобы гражданин окончательно поверил в реальность лжеситуации, мошенники могут прислать целый пакет якобы подтверждающих документов: сканы официальных документов с подписями и печатями, фотографии удостоверений сотрудников и другие документы на официальных бланках органов государственной власти. К сожалению, такие документы могут содержать фамилии реальных работников — эти сведения злоумышленники могут брать с сайта Банка России (или с сайта той организации, сотрудниками которой они представляются). Высылая фальшивое удостоверение или документы, они надеются убедить человека в правдоподобности своих мошеннических действий, чтобы в дальнейшем лишить его денег или оформить на него кредит.  На самом деле сотрудники Банка России не звонят людям и не направляют никому копии каких-либо документов, не запрашивают персональные и банковские сведения, не предлагают совершить какие-либо операции со счетом.

Еще один вид мошенничества – это фишинг. Злоумышленники подделывают популярные сайты (к примеру, органов власти и различных ведомств). Аферисты также подделывают сайты известных магазинов, маркеплейсов, туристических компаний и др. Например, на слайде представлен сайт, замаскированный под официальный сайт «Госуслуги». Несмотря на то что внешне он очень похож на настоящий, при внимательном рассмотрении можно заметить, что наименование сайта в адресной строке отличается от официального домена. Настоящий сайт «Госуслуги», а также официальные сайты финансовых организаций в популярных поисковых системах (Яндекс, Mail.ru) помечены цветным кружком с галочкой.

  

 

Статистика

Яндекс.Метрика

Контактная информация

г. Геленджик, ул. Курзальная,12

Горячая линия:

+7 (86141) 5-16-42

+7 (86141) 5-20-10

© 2024 Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Геленджикский комплексный центр социального обслуживания населения"
Design by Sever-IT